Волшебные истории Льюиса Кэррола уже почти полтора века вдохновляют художников, фотографов и кинематографистов, по своему интерпретирующих образы «Алисы в Стране Чудес» или «Алисы в Зазеркалье».
Написаны они были для маленькой девочки, ставшей прототипом героини — Алисы Лидделл (на этой фотографии, сделанной Кэрролом летом 1858 года ей 6 лет). В день 180-летия писателя РИА Новости представляет фотогалерею иллюстраций к его книгам, созданных известными художниками, а также произведений, навеянных мотивами книг про Алису.
Вживую многие из этих работ еще пару дней (до 29 января) могут увидеть жители и гости Ливерпуля на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
На фото: работа художницы Аннелис Штрба «Nyima 438» по мотивам произведений Льюиса Кэррола. 2009 год. Представленная на выставке в Tate Liverpool.
Первые иллюстрации к книгам Кэррола были сделаны английским художником-карикатуристом Джоном Тенниелом — в 1865 году к «Алисе в Стране Чудес» и в 1872 году к «Алисе в Зазеркалье».
Сотрудничество писателя и художника было напряженным: Кэррол сам хотел рисовать иллюстрации к книге, но издатель решил привлечь профессионального художника.
Видение персонажей у автора и иллюстратора категорически не совпадало. Кэрролл подсовывал Тенниелу фотографии, с которых следовало бы списывать персонажей, но тот называл его занудой и делал все по-своему.
Оригинальный эскиз Джона Тенниела «Что со мной происходит» (1864-1865) к книге Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес», представлен на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Оригинальный эскиз Джона Тенниела «Траляля рвет на себе волосы» (1870-71) к книге Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес», представлен на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Истории про Алису не обошли своим вниманием сюрреалисты. Так в 1969 году нью-йоркским издательским домом Press-Random House ограниченным тиражом была издана «Алиса в Стране Чудес с иллюстрациями Сальвадора Дали. К каждой из глав книги художником был сделан рисунок, а фронтиспис украшала гравюра.
На фото: Сальвадор Дали. «Белый кролик дает задание ящерке Биллю». Иллюстрация к четвертой главе книги Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес». Бумага, печать. 1969 год.
Центральный образ каждой иллюстрации Дали — сама Алиса. Фигурку девочки, прыгающей через скакалку, можно найти практически на каждой иллюстрации.
На фото: Сальвадор Дали. «Море слез». Иллюстрация ко второй главе книги Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес». Бумага, печать. 1969 год.
В то же время, что и Дали, иллюстрированием произведений Кэррола занимался Питер Блейк — британский художник, один из известнейших представителей направления поп-арт.
На фото: Питер Блейк «И вовсе она не старая! — заплакал Труляля». Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье». 1970 год. Представлена на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Cэр Питер Блейк, не раз обращавшийся в своем творчестве к историям об Алисе, говорил, что его захватил «магический реализм» Кэрролла.
На фото: Питер Блейк «Можешь пожать мне руку — я не гордый!». Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье». 1970 год. Представлена на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Как художник Питер Блейк стал известен в конце 1960-х после того как сделал обложку к диску The Beatles «Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band», на которой, кстати, тоже присутствует Кэрролл.
На фото: Питер Блейк «Ах, как великолепно! — воскликнула Алиса». Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье». 1970 год. Представлена на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Еще один представитель поп-арта — американский художник Джон Уэсли. Он не иллюстрировал книги об Алисе, но истории Кэррола вдохновили его в 1963 году на создание серии работ.
На фото: картина Джона Уэсли «Падение Алисы». Бумага, акрил. 1963 год. Представлена на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Персонажи Кэррола в произведениях художников ХХ века иногда предстают в весьма необычных ракурсах. Эта работа Джон Уэсли называется «Шалтай-Болтай» (1963), впрочем, найти на ней того, кого не может собрать «вся королевская конница и вся королевская рать», получается не сразу.
Еще один британский художник, фотограф и архитектор Грэм Овенден в качестве своей версии иллюстраций к приключениям Алисы в начале 1970-х нарисовал несколько портретов героини в разные моменты повествования. Названия работ отсылают к цитатам из произведений Кэррола.
Например этот портрет Алисы, выполненный в зеленых тонах, называется «But there isn’t any wine» (Здесь нет никакого вина), что является отсылкой к 7 главе «Алисы в Стране Чудес», речь в которой идет о безумном чаепитии.
Работа под названием «I don’t think they play fairly at all», передает состояние Алисы во время игры в королевский крокет в 8 главе: «По-моему, они играют совсем не так, — говорила Алиса. — Справедливости никакой, и все так кричат, что собственного голоса не слышно».
Нью-йоркская художница-феминистка Кики Смит в 2000 году сделала серию гравюр по мотивам произведений Кэррола.
На фото: «Море слез 2» (После Льюиса Кэррола). Инталия, ручная раскраска, 2000 год. Представлена на выставке «Alice in Wonderland» в галерее Tate Liverpool.
Кики Смит. «Come Away From Her» (После Льюиса Кэррола). Инталия, ручная раскраска, 2003 год.
Современные художники тоже не в силах обойти Алису своим вниманием. Одно из последних русскоязычных изданий «Алисы в стране чудес» вышло в 2010 году в издательстве «Махаон» с иллюстрациями Роберта Ингпена.
Австралиец Робер Ингпен — известный иллюстратор, в 1986 году награжденный самой престижной наградой в области детской литературы — медалью имени Андерсена.
На фото: разворот книги Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Роберта Ингпена.
Вернуться на главную страницу